Версия 1:
С чего всё начиналось
Свинг, как музыка так и сам танец, своими корнями уходит в джаз, который
до момента рождения свинга был чуть ли не единственным художественным
достоянием американского народа. "Лучом света в темном царстве"
Американской истории стал джаз, возникший как музыкальное ответвление от
госпела (gospel) и cпиричуэла (spiritual) - музыки чернокожей Америки.
Ритмы джаза зародились на Юге достаточно давно - это диксиленд
(dixieland), рэгтайм (ragtime), но не спешили получить национальное
признание из-за царившей расовой дискриминации. Основными направлениями
джаза стали свинг и блюз.
Блюз - это музыка очень близка по звучанию к оригинальному спиричуэлу с
его акцентом на плачущий (грустный, проникновенный) вокал. Для
аккомпанемента, зачастую, использовали гитару, песня и исполнитель всегда
были в центре внимания. Понятие - блюз долгое время ассоциировалось с
проникновенным текстом и мощнейшим вокалом. Исполнитель песни был главным
действующим лицом. В свинге тоже присутствует вокал, но больший акцент
делается при этом на слаженную игру всех музыкальных инструментов. В
свинговом оркестре лидер преподносится остальными членами коллектива чуть
ли не звездой! Эта музыка - мощнейший источник взрывной энергии, от
которой ноги просятся в пляс! Когда человек хочет описать свою любимую
музыку он применяет множество эпитетов вроде "захватывающая",
"вдохновенная", "чарующая", "возвышенная", "убийственная". Платон говорил,
что музыка - это прекраснейшее средство воспитания и связи людей в единое
целое (старик и не подозревал, что все это выльется, например, в рок-н-
ролл и Роллинг Стоунз). Музыка -средство эмоциональной поддержки человека,
её энергия ищет воплощение в танце. Это первое правило в танцевальном
бизнесе - музыка управляет танцем.
С внезапным приходом джаза и его популяризацией, Америку с головой накрыла
и первая волна свинга! Впервые после Гражданской Войны, долгое время
остававшаяся достоянием Юга музыка диксиленд, регтайм, блюз и спричуэл
покидает границы Нью-Орлеана. Начинается великая миграция сначала от
Миссисипи к Сент Луису и далее в Чикаго. Например, Луи Армстронг (Louis
Armstrong), которого по праву можно назвать отцом джаза, начинал играть
совсем еще молоденьким юнцом в Нью-Орлеане. После того как он перебрался в
Чикаго и начал играть с Creole Jazz Band, а позже в 20-х с Fletcher
Henderson Band, к нему пришла первая популярность.
Огромное количество музыкантов покидают Юг и переезжают в Гарлем - черное
поселение в Нью-Йорке. В 20-е годы Гарлем начинают называть местом
рождения таких музыкальных направлений как чарльстон, свинг, а позже и
линди (lindy dance). Свинг зарождается в самом сердце Гарлема и его
торжественное шествие начинают Дюк Элингтон (Duke Ellington) и Каунт Бэйси
(Count Basie). Именно эти два чернокожих музыканта начинают играть в
клубах вроде Савой Болрум (Savoy Ballroom) и Коттон Клаб (Cotton Club) не
просто музыку в стиле джаз, а они начинают экспериментировать. Их
инструментальные ходы стали неким шаблоном для великих джаз бэндов 30-х
годов. Дюк Эллингтон безраздельно властвовал на сцене Коттон Клаб (Гарлем)
с 1927 по 1933 год. Именно он впервые употребил термин "swing music"
применительно к уже ставшему классикой произведению "It Don't Mean A Thing
If It Ain't Got That Swing". Звучание этого свинга было энергетически
возбуждающим. Он просто вынудил людей танцевать!
Однако в начале 20-х годов еще не существовало ни каких танцевальных
традиций в парном танце. С приходом свинга в Гарлем танцполы ночных клубов
напоминали плавание свободным стилем, люди находились в поиске, им просто
хотелось как то выразить себя и энергия музыки воплощалась в танце. Но вот
в этот вакуум приходит чарльстон, который к тому времени полностью
соответствует только что родившейся музыке. Итак, первый танцевальный
свинг берет свое начало в 20-х годах и получает название чарльстон.
Музыка в стиле cвинг получила более широкое распространение ближе к второй
половине 30-х годов. Многие белые музыканты обнаруживали гениальность этой
музыки и упорно трудились над тем, чтобы добиться подобного звучания.
Известные оркестры и исполнители, такие как Глен Миллер (Glen Miller),
Томми Дорси (Tommy Dorsey), Арти Шоу (Artie Shaw) и Гарри Джеймс (Harry
James) смогли перешагнуть через черту расовой дискриминации.
Вскоре об одном из них, о Бенни Гудмане (Benny Goodman) заговорили как о
короле свинга. Известный, благодаря своим произведениям, уже ставшим к
тому времени классикой ("Stompin' At The Savoy", "Let's Dance", "Don't Be
That Way" и суперхит "Sing, Sing, Sing"), снявшийся в фильме "Swing Kids",
Бенни не только сумел пробить брешь ненависти, которую навлекло на него
его еврейское происхождение, но и первым нашел в себе мужество собрать
смешанный оркестр (big band) на закате тридцатых годов. Как правильно
делать аранжировки и еще кучу секретов он узнал от известного чернокожего
дирижера Флетчера Хендерсона (Fletcher Henderson). Бенни объединил
популярных музыкантов-исполнителей "отмеченных сажей" Тедди Уилсона (Teddy
Wilson) и Лайнела Хэмптона (Lionel Hampton), наряду с известным белым
ударником Джином Круппой (Gene Krupa), который был белым и таким образом
он создал прекраснейший big swing band, ставшую символом стирания расовой
грани. Когда Гудман со своим оркестром гастролировал в Paramount Theater в
Нью-Йорке (1936), а затем в Карнеги Холл (Carnegie Hall) никакие расовые
вопросы уже просто не могли возникнуть - столь потрясающей была его
музыка! Именно Бэнни помог становлению свинга в Америке!
Закат эры свинга.
Итак, эра свинга продолжалась с начала 30-х годов и до окончания Второй
Мировой Войны. Для сравнения: жизнь в музыке стиля диско 1975-1981 гг., два
взлета и падения country-western музыки 1980-1983гг. и 1992-1995 гг. - как
видно они намного короче. Вторая Мировая Война внесла много перемен в
музыкальную индустрию. С другой стороны свинг теряет своего короля - Глена
Миллера, который трагически погиб в аварии. Музыкальный профсоюзный лидер
Джеймс Петрилло (James "Boss" Petrillo) предлагает ряд нововведений,
которые привели к двояким последствиям. С одной стороны музыканты теперь
могли получать авторские отчисления за их записи, но многие музыканты
теряют работу. Фрэнк Синатра покидает Tommy Dorsey Band и это также
символично. Считавшиеся в течение 20-ти лет звездными, big bands уходят на
второй план. Их место постепенно занимают эстрадные ансамбли и певцы.
Возможно люди были готовы к чему-то новому. Наиболее популярными песнями
последующих десяти лет стали сентиментальные баллады вроде песни Дорис Дэй
(Doris Day) "Que Sera, Sera" ["Что будет, то и будет"] и Бинга Кросби
(Bing Crosby) "White Christmas" [Ха! Эта песня стала хитом то ли в 1941 то
ли в 1942 и с тех пор являлась в Штатах самой популярной рождественской
песней... ]. Свинг претерпел изменения. Однако
рождение и стремительный взлет свинга - это было что-то с чем-то!
Музыкальные историки Америки утверждают, что "эта самопроизвольная,
гениальная вспышка в мире музыке вполне может конкурировать с нетленными
творениями Баха, Бетховена и Брамса!" Да уж, это действительно очень
высокая похвала! Но на этом история свинга не заканчивается...
Версия 2:
Зрелость джазового искусства связывают с наступлением эры свинга на рубеже
20-30-х годов. Только начиная с этого времени джаз становится явлением массовой
культуры. Основная тенденция этого периода – усиление взаимного влияния,
взаимопроникновение негритянской и европейской культур. В джаз пришло новое
поколение музыкантов, многие из которых имели, в отличие от их предшественников,
более высокий уровень музыкального образования.
Основные типы джазовых ансамблей периода свинга – биг-бэнд и комбо . Биг-бэнд
явился результатом укрупнения и развития оркестров чикагского стиля. Численность
музыкантов оркестра – 10-20 человек. Типичный состав – 4 трубы, 4 тромбона
(брасс), 5 саксофонов (ридс) и ритм-группа (фортепьяно, гитара, бас, ударные).
Могут быть добавлены также секции деревянных духовых (вудс) и струнных
(стрингс). Большое значение приобрели аранжировка, смешение тембров и
противопоставленные аранжированным разделам импровизации солистов,
сопровождаемые характерным оркестровым аккомпанементом (бэкграундом). Появилось
большое количество великолепных джазовых биг-бэндов: Флетчера Хендерсона, Луиса
Рассела, Дона Редмена, Джимми Лансдорфа, Глена Миллера. Лучшие – оркестры Бейси
и Эллингтона, о чем говорят и данные их руководителям имена: «Каунт» (Бейси) и
«Дюк» (Эллингтон). Биг-бэнды были средой, откуда вышли многие первоклассные
джазовые солисты.
Другой тип джазового ансамбля периода свинга – комбо. Комбо меньше биг-бэнда по
численности (от 2 до 10-11 человек) и представляет собой группу солистов,
сопровождаемую ритм-группой. Суть подобных ансамблей - в создании наилучших
условий для самовыражения каждому музыканту-импровизатору. Иногда комбо
образовывалось джазменами, пришедшими из биг-бэндов, например «Kanzas City Six»
Каунта Бейси. Наиболее известные свинговые коллективы такого рода связаны с
именем белого кларнетиста Бенни Гудмена.
Диапазон музыкальных тем, служивших основой для джазовых композиций в период
свинга, был очень широк. Помимо блюзов, в ходу было множество популярных
мелодий, в том числе и созданных самими джазменами. Большое значение для
распространения и разработки стиля в эпоху свинга имели джем-сейшн ,
своеобразная творческая мастерская музыкантов-импровизаторов.
Ни один период в истории джаза не выдвинул такого количества ярчайших имен. Вот
только часть их: саксофонисты Коулмен Хокинс, Лестер Янг, Джонни Ходжес, Бэн
Уэбстер, Бенни Картер, Чу Берри, корнетисты Бикс Бейдербек и Рекс Стюарт,
трубачи Рой Элдридж и Кути Уильямс, тромбонисты Бенни Мортон и Джимми Харрисон,
пианисты стиля страйд Джеймс П. Джонсон, «Фэтс» Уоллер, «Эрл» Хайнс, а также
свингеры Тедди Уилсон, Джесс Стейси, Джо Салливен, Мел Пауэлл, выдающаяся
джазовая певица Билли Холидей.
Конец 30-х годов отмечен возрождением интереса к традиционному джазу, диксиленду
– движение, известное под названием «новоорлеанский ренессанс» или ривайвл. Джаз
распространил свое влияние за пределы атлантики благодаря гастрольным поездкам
лучших джазменов, например, Сиднея Беше. Великолепные джазовые музыканты
появились и в Европе – скрипач Стефан Граппелли, гитарист-цыган Джанго
Рейнхардт.
... в оглавление ...
|