Считается, что выражение "музыка госпел" (у нас уже традиционно принято
множественное число, "госпелз") ввел в обиход популярный в двадцатые годы
исполнитель блюза Томас Э. Дорси, одним из первых аранжировавший церковные
песнопения "под популяр". Поначалу музыка была категорически отвергнута,
однако ее приняли в неортодоксальных черных общинах, и с той поры госпелз
развивался бок о бок со светской черной музыкой, хотя данное направление
всегда отличалось консерватизмом, и функционально имеет другие задачи.
Вокальный стиль госпелз своими корнями уходит в спиричуэлз и основан на
декламировании баптистских молитв. Вокальные группы госпелз, сложившиеся в
сороковые-пятидесятые годы - в таких группах всегда был ярко выраженный
лидер он же ведущий вокалист, - по манере исполнения имели очень много
общего с а-капелла и стилем ду-уоп, получившем распространение также в
пятидесятые годы. Среди исполнителей госпелз, получивших образование в
церковных хорах, следует назвать Сэма Кука и Клайда Макфаттера - именно они
способствовали проникновению госпелз в поп-музыку.
Триумфальный взлет соул в
шестидесятые годы стал возможным благодаря лишь таким преуспевшим в госпелз
певцам, как Арета Фрэнклин, Уилсон Пикетт и Соломон Берк. Характерный саунд
госпелз - резкие выкрики певцов и рокочущий орган, с многочисленными
рефренами - сегодня можно услышать в музыке исполнителей, казалось бы, не
имеющих ничего общего с этим стилем, от Рэя Чарлза, Стиви Уандера и Кита
Джаррета до Рэнди Ньюмена, Вэна Моррисона и Стинга.
... в оглавление ...
|