По материалам сайта gromko.ru Автор: Елена Савицкая
Регги (reggae) – одна из национальных форм поп-музыки. Корни регги – в
народной музыке Ямайки (и Латинской Америки вообще), а также в ритм-энд-
блюзе. Этот сплав возник в 60-е годы, когда ямайские музыканты попытались
по-своему воспроизвести новоорлеанский ритм-энд-блюз, который слышали по
радио. Любовь ямайцев к ритм-энд-блюзу не случайна – ведь многие жители
«солнечного острова» были потомками чернокожих рабов, завезенных на Ямайку
в XVII веке из Африки.
Движение регги – это не только музыка, но и определенное мировоззрение.
Религией ямайских регги-музыкантов (а позже и белых исполнителей регги)
стало растафарианство. Рас Тафари Макконен – император Эфиопии, который,
согласно предсказанию, должен был принести свободу всем страдающим, помочь
им покинуть «Вавилон» и вернуться на Родину, в освобождённую Африку, к
этническим и духовным «корням» (понятие roots – одно из важнейших у
растаманов). Идеалом является всеобщее равенство и братство, однако,
достигаться оно (по мнению большинства растаманов) должно не революционным,
а духовным путем. Инструментом личностного совершенствования и всеобщего
примирения для растаманов стала марихуана, почитаемая на Ямайке, как трава
мудрости (по преданию, она выросла на могиле царя Соломона). У растаманов
есть свои цвета (сочетание красного, желтого и зеленого); их можно
безошибочно опознать по так называемым дрэдам (прическа из скрученных в
косички волос), которые, согласно раста-представлениям, являются антеннами
в духовный мир, средством общения с богом Джа.
Историческим и стилистическом предшественником регги является Ска, у
которого регги позаимствовало характерную ритмику и инструментарий. Однако
Ска было слишком быстрым, чтобы танцевать под него знойным ямайским летом.
Темп был значительно замедлен, а ритм стал еще более расслабленным и
прихотливым: сильные доли часто пропускалась вообще, а слабые активно
акцентировались (аккордами духовых и гитары). Басовая партия могла быть
достаточно витиеватой. Найти «правильный» ритм для регги-музыканта было
очень важным – только так можно создать «позитивные вибрации», которые и
должна транслировать музыка регги.
Мир регги очень разнообразен – он простирается от совершенно безыскусного,
неприукрашенного регги в исполнении старейшины Ли «Скрэтча» Перри до
эстрадного, «приглаженного» варианта Элтона Эллиса. Но королем и классиком
регги-движения, конечно же, был и остается Боб Марли, сумевший высказать в
музыке все чаяния и надежды растаманов. Его регги, оставаясь миролюбивой
танцевальной (к тому же, интересно инструментованной) музыкой, несло и
мощный социально-политический заряд, призывало растаманов и все
человечество не забывать о «корнях», о возвращении к истокам. Боб Марли
скончался в 1981 году, однако до сих пор продолжают выходить неизданные
прежде записи. Для растаманов он является не просто поэтом и музыкантом, но
и пророком. Среди крупных фигур движения следует назвать Питера Тоша
(начинавшего свою карьеру вместе с Марли в составе группы THE WAILERS) и
Линтона Квези Джонсона – пожалуй, наиболее политизированных регги-деятелей,
позволявших себе весьма резкие высказывания против американского и
британского правительства. Линтон Квези также стал изобретателем даб-поэзии
(поэтический текст, монотонно начитываемый на ритм регги). Необходимо
вспомнить также Toots & The Maytals (им приписывается само изобретение
слова «регги»), Макса Ромеро, Юниора Марвина, Банни Ливингстона, Black
Uhuru, Burning Spear,
Steel Pulse, Aswad, Culture и др.
В 70-е годы музыка регги начала проникать в Европу и Америку. Боб Марли
давал концерты в Лондоне, его пластинки достигали высоких позиций в хит-
парадах США. В 1976-м артист был вынужден покинуть Ямайку, спасаясь от
преследования – отныне он поселился в Туманном Альбионе (а Линтон Квези
переехал сюда еще раньше, начав активную подрывную деятельность). Музыка
регги пришлась по душе и панкам (The Clash), и диско-исполнителям
(Supermax). Эстафету переняли пост-панки – Police представили несколько
отстраненный, холодноватый вариант регги. В «опопсении» жанра сказали свое
веское слово британцы UB40 (в составе этой группы были и выходцы из
Ямайки). Регги приобретало все большую коммерческую популярность. В 1983
ямайской BLACK UHURU вручили премию Grammy Award как лучшей регги-группе. С
тех пор с регги экспериментируют многие музыканты; появился и электронный
вариант этого стиля - даб.
Удивительно, но интерес к регги проснулся и в далекой от жаркого ямайского
солнца России. Как утверждают историки, случилось это еще на рубеже 70-80-
х. Первыми пропагандистами регги в России стали «Аквариум» и… «Карнавал» А.
Барыкина. Среди нынешних русских регги-групп можно выделить «Джа Дивижн»,
«Остров» и «Маркшейдер Кунст».
Ключевые артисты и альбомы:
- Lee «Scratch» Perry «Cloak & Dagger» (1973)
- Bob Marley «Natty Dread» (1974)
- Peter Tosh «Equal Rights» (1977)
- Linton Kwesi Johnson «Forces Of Victory» (1979)
- Black Uhuru «Anthem» (1983)
|