Один из основополагающих стилей в музыке второй половины ХХ века.
Является составной частью таких стилей как «jazz-rock», «fusion», «hip hop»,
«acid jazz», «jungle», «disco», «drum&bass» и многих других.
Музыка стиля «funk» является прямым продолжением музыки «soul». Подчас даже
специалисту непросто провести четкую грань между ними. Термин «соул» («душа»)
обозначал движение американских негров в борьбе за свои права еще во времена
рабовладения в США. Верующие американские рабовладельцы пытались тогда
узаконить убийство негров, утверждая, что они, как животные, не имеют души и
поэтому Первая заповедь Христа не нарушается. Черные идеологи сделали факт
наличия души у негром основным моментом в борьбе за выживание. В результате
возникли «соул-братства», а американские негры стали называть друг друга соул-
братьями или просто словом «соул».
Как новый вид музыки «soul» появился в середине 50-х годов ХХ века.
Зародившийся в конце 30-х «rhythm&blues» («ритм-энд-блюз») – черный городской
электрифицированный блюз – получил название «rock&roll» («рок-энд-ролл») для
удобства его распространения среди белой аудитории. Некоторые представители
«ритм-энд-блюза», объединив эту музыку с идеями духовных негритянских
песнопений «spirituals» («спиричуелз») и «gospels» («госпелз»), придали ей
новое звучание. Так возник «soul». Его основателем считается певец Рэй Чарлз (
Ray Charles ), а первыми, наиболее яркими представителями – Джеймс Браун (
James Brown ) и Сэм Кук ( Sam Cooke ). Но, если Рэй Чарлз придал музыке «соул»
лирический, бытовой характер, то Джеймс Браун начал вкладывать в свою музыку
более серьезные проблемы. В 1962 году он открыто объявил себя «Соул-братом
номер один». Таким образом, с самого начала музыка «соул» стала развиваться по
двум направлениям – как социально наполненная, обращенная к неграм, и как
облегченно-развлекательная, красивая и лирическая. Коммерческий бум музыки
«соул» привел к возникновению множества компаний, две из которых стали
основателями целых направлений в черной поп-музыке. Это фирма «Motown» в
Детройте и «Stax» в Мемфисе. Характерно, что первая, созданная негром Берри
Горди, взяла курс на создание развлекательной соул-музыки для белых, и поэтому
впоследствии получила всемирную известность. Направление «Мотаун» представляют
такие выдающиеся артисты как Дайана Росс ( Diana Ross ), Марвин Гей (Marvin
Gaye), Стиви Уандер ( Stevie Wander ), Майкл Джексон ( Michael Jackson ) и
множество других. Фирма «Stax», созданная белыми предпринимателями, наоборот,
пыталась сохранить истинно-черный дух музыки «соул». Ее представителями были
такие яркие фигуры как Уилсон Пикетт ( Wilson Pickett ), Руфас Томас ( Rufus
Thomas ), Отис Реддинг ( Otis Redding ).
К 1968 году в США накалилась политическая обстановка. После убийства черного
лидера Мартина Лютера Кинга начались беспорядки в черных кварталах многих
городов, а в крупных городах – Чикаго, Детройте, Бостоне, Вашингтоне негры
устроили массовые демонстрации, которые были разогнаны с большим количеством
человеческих жертв. Борьба за права негров в Америке приобрела более активный,
а местами агрессивный характер. Развернули свою деятельность такие организации
как «Black Panther» ( «Черные Пантеры» ) и «Black Muslims» ( «Черные
Мусульмане» ). Некоторые негры, разочарованные в христианстве, в знак протеста
принимали мусульманскую веру, меняя свои имена. Некоторые из популярных соул-
музыкантов поняли, что находиться в стороне от этих проблем, оставаясь простым
развлекателем, уже нельзя. «Леди Соул» - певица Арета Франклин ( Aretha
Franklin ), отвечая требованиям назревшего «черного самосознания», выпустила в
1968 году ряд песен, где открыто прозвучала тема протеста и было произнесено
слово «свобода». Тогда же и Джеймс Браун записал ставшую хитом песню – «Say
It Loud, I’m Black and I’m Proud!» («Скажи это громко - я черный, и горжусь
этим!» ). Именно с этого времени и появляется слово «funk», как символ нового,
более жесткого направления в черной музыке. Да и сама эта музыка становится
гораздо жестче и острее, чем «soul».
Слово «фанк» давно употреблялось как часть бытового жаргона жителями
негритянских гетто. Согласно некоторым источникам, оно обозначает запах
человеческого тела в момент сексуального возбуждения. Слово это появилось в
музыкальном обиходе с легкой руки джазового композитора и пианиста Хораса
Сильвера (Horace Silver), выпустившего в 1952 году свою пьесу с названием
«Funky Hotel». Позже этот термин был использован группой «Dyke & the Blazers»
в их хите «Funky Broadway». Ну, а Джеймс Браун придал этому термину всемирную
популярность, придав ему социальный смысл.
Первыми исполнителями того, что впоследствии отнесут к музыке «фанк», были
джазмены, игравшие еще в конце 50-х, начале 60-х более энергичный,
специфический вид джаза, близкий к музыке SOUL. Прежде всего, это Хорас
Сильвер (Horace Silver), Квинтет братьев Эддерли (Adderley), Арт Блейки (Art
Blakey) и «Jazz Messengers», Стенли Таррентайн (Stanley Turrentine), Доналд
Берд (Donald Byrd), Грант Грин (Grant Green) с диском «His Majesty King Funk»,
а так же здезды хаммонд-органа Джимми Смит (Jimmy Smith) и Джек МакДафф (Jeck
McDuff). Если говорить о различии между FUNK и SOUL с чисто музыкальной точки
зрения, то в первую очередь надо отметить, что в музыке FUNK используются
совершенно иные ритмические структуры. Соул, как и ритм-энд-блюз, музыка
триольная, когда каждая четверть такта мысленно делиться на три восьмых. Фанк
– это музыка на «восемь восьмых», когда четверть делится точно пополам, или с
небольшим смещением ( такой ритм называется «шаффл» - «Shuffle» ). Кроме того,
здесь более острые синкопы и более разнообразная фактура, создаваемая
аккомпанирующими инструментами. Гармонические конструкции в музыке «фанк»
чрезвычайно просты, обычно все держится на одном аккорде, но зато ритмическая
ткань достаточно сложна. Она как бы соткана из нескольких самостоятельных
линий, накладываемых друг на друга и заполняющих все ритмическое пространство.
Пик популярности Джеймса Брауна как фанк-звезды пришелся на конец 60-х, начало
70-х годов. Продолжателями его дела стали его же партнеры, отделившиеся в
последствие от него. Это гитарист Джордж Клинтон (George Clinton), создавший
такие группы как «The Parliament» и «Funkadelic», популярные до сих пор, а
также басист Бутси Коллинз (Bootsy Collins) и его «Bootsy’s Rubber Band».
Джордж Клинтон на обложках своих пластинок изображал знак черных борцов за
свободу («коза» - кулак с поднятыми мизинцем и указательным пальцем – образ
буквы »U» – от слова «Unity» – единство, в ответ на знак хиппи «V» – «Victory»
– победа ), а также популяризировал лозунг – «One Nation united under the
Groove» («Одна нация, объединенная чувством ритма»). Жесткость истинного фанка
в лице Ларри Грэма ( Larry Graham ), групп «Kool and the Gang», «Ohio Players»
, братьев Джонсон («The Brothers Johnson») – с одной стороны, и агрессивность
черного атонального джазового авангарда в лице Арчи Шеппа (Archie Shepp),
Альберта Айлера (Albert Ailer) или Фарао Сандерса (Pharaoah Sanders) – стали
созвучны движению черных националистических движений.
В это же время в самом расцвете находилась и рок-культура, которая объединяла
в основном белую молодежь. В среде рок-исполнителей возникли разновидности
белого блюза («British Blues») и музыки соул, которая была названа «Blueyed
Soul» («Голубоглазый Соул»). Ее ярчайшими представителями стали Джо Кокер (Joe
Cocker) и Дженнис Джоплин (Jennis Joplin), а также группы «Righteous
Brithers», «Young Rascals», «Delaney and Bonnie», «Averige White Band» и
многие другие. В Калифорнии, где движение хиппи было представлено особенно
ярко, зародилось направление «Psyhodelic-rock» ( «психоделический рок» ),
переросшее после запрета галлюциногена ЛСД в так называемый «Acid Rock» (
«кислотный рок», поскольку LSD, лекарство, относящееся к разряду кислот, но не
наркотиков, оказалось крайне опасным для здоровья). Внутри этого движения
появилась черная рок-группа «Sly and the Family Stone», руководимая
Сильвестром Стюартом (Sylvester Stewart), которая фактически стала основателем
направления «Psyhodelic Funk», поскольку они стали проповедовать идеологию
черного фанка. В сфере атонального джаза, среди последователей Орнета Коулмена
(Ornette Coleman) нашлись молодые мастера фанка, в частности, гитарист Джеймс
Блад Алмер (James Blood Ulmer) и барабанщик Рональд Шеннон-Джексон (Ronald
Shannon-Jackson), заложившие основы течения «punk funk», получившего в свое
время достаточную популярность.
Но постепенно «фанк» отошел от политической борьбы, развиваясь как собственное
направление, а также оказывая влияние на другие жанры. Как результат возникли
поп-ансамбли нового типа, использующие достаточно сложные ритмические и
гармонические структуры (например – «Earth, Wind & Fire» или «Tower of
Power»). Ключевые места на арене мировой популярности надолго заняли такие
артисты как Майкл Джексон (Michael Jackson), Принц (Prince) или Стиви Уандер
(Stevie Wonder), чья музыка пронизана концепцией фанка. С другой стороны –
именно «фанк» с его изощренными синкопами породил «disco», свою
противоположность, музыку предельно упрощенную в ритмическом отношении. И в
этом деле немаловажную роль сыграла музыка одного из выдающихся представителей
музыки «фанки-фьюжн» Хэрби Хенкока (Herbie Hancock). Почти одновременно с
этим, в начале 80-х, «фанк» занял свое прочное место в культуре HIP-HOP,
вышедшей из недр черных гетто. В настоящее время «фанк» лежит в основе таких
направлений как «Aсid Jazz», «Jungle», «Drum&Bass», а также вкраплен даже в
некоторые разновидности музыки «new age».
Наибольшее влияние «фанк» оказал на такое многогранное музыкальное явление как
«jazz-rock/fusion». Среди джазовых критиков и самих джазменов, негативно
относящихся к рок-культуре, издавна существует банальное заблуждение, что
джаз-рок это джаз с его импровизационностью, но коммерческий и построенный на
рок-ритмах. Если бросить взгляд назад, в 1967 год, когда появились две первые
джаз-рок группы – «Chicago» и «Blood, Sweat & Tears», то даже в их ритмической
основе можно увидеть паттерны, относящиеся не к триольному рок-н-роллу, а к
тому, что называется словом шаффл (shuffle), то есть к музыке FUNK. А
последовавшие за ними эксперименты Майлза Дэйвиса, Джо Завинула, Чика Кориа,
Махавишну, Билла Чейза, Хэрби Хенкока и других укрепили фундамент фанка в
джаз-роке. Работы саксофониста Гровера Уашингтона (Grover Washington Jr.)
начала 70-х годов, явили собой яркий пример альянса традиций «фанка» и «соул-
джаза». Ну, а поздняя музыка М. Дэйвиса 80-х годов, начиная с диска «Man with
a Horn», это пример концептуального фанка, вобравшего в себя много слоев
музыкальной культуры. Важно отметить и тот факт, что в лице джазовых звезд,
пришедших в «фанк», эта музыка получила чисто инструментальное воплощение.
Одним из первых, кто откровенно применил ритмику «pop-funk» в джазе, в
соединении с современными электронными инструментами, был Хэрби Хэнкок (Herbie
Hancock). Его диск «Headhunters» (1973 год) стал основополагающим в процессе
дальнейшего развития стиля «funky-fusion», а также заметно повлиял и на то,
что сейчас называют словом «Cool Jazz» или «Smooth Jazz» (David Sanborn,
Grover Washington, Kenny G., Bob James). В дальнейшем Хэнкок не раз обращался
к фанку в сочетании с такими направлениями хип-хопа, как «брейк-данс» (break
dance) – «Future Shock» (1983), ‘Sound System» (1984), и рэп – «Dis Is Da
Drum» (1994). Его знаменитый видео-клип, снятый на основе пьесы «Rock It»,
стал всемирно известным хитом и получил приз Grammy.
«фанк» не является признаком расы или нации. Это особое ощущение ритма,
которое, очевидно, можно считать врожденным, независимо от того, белый ты или
черный. Это – как любой талант. Я встречал чернокожих людей, абсолютно
лишенных способности воспринимать «фанк» адекватно. Даже некоторые джазмены,
люди, наделенные самой Природой повышенной чувствительностью к «драйву»,
равнодушны к «фанку». Именно они не воспринимают музыку «фанки-фьюжн». А
некоторые люди, выросшие в странах Севера, играют в стиле «фанк» совершенно
естественным образом. Чтобы убедиться в истинности этих утверждений,
достаточно послушать исландскую группу «Mezzoforte» или канадскую «Uzeb».
Казалось бы, далекая от американской черной культуры Британская «новая волна»
( New Wave) 80-х, породила замечательные образцы современного поп-фанка -
записи Томаса Долби (Thomas Dolby), группы «Level 42» или, хотя бы,
«Slangehammer» Питера Гэбриэла (Peter Gabriel). Наличие или отсутствие чувства
«фанка» является серьезной причиной разногласий между такими молодежными
группировками как «хип-хоперы», с одной стороны, и «металисты» и «скинхэды» -
с другой. Особенно часто встречающейся и досадной ошибкой, которую допускают
даже маститые критики, не говоря уж о простых обывателях, является путаница
между понятиями «рок» и «фанк». Здесь кроется недопонимание как музыкальных,
так и социальных различий в истории развития этих направлений.
... в оглавление ...
|