Зарождение
Вторая волна ска связана с возрождением этого стиля в Великобритании в конце
70-х - начале 80-х годов. Популярность ска действительно была очень велика.
Ска композиции входили в национальный топ-тен и хит-парады влиятельных
журналов и радиостанций. Многие группы, такие, например, как The Police или
The Clash, не относящие себя непосредственно к ска, активно использовали
элементы этого стиля и достигали с его помощью массовой популярности. Начало
восьмидесятых вообще было колыбелью для рождения целой коллекции стилей,
прежде всего в рамках пост-панка и "новой волны". Музыка ска заняла в этом
ряду не последнее место.
На самом деле ска не являлся в Объединенном королевстве чем-то принципиально
новым. Впервые ска зазвучал в Великобритании в середине шестидесятых.
Распространение его было связано с иммиграционной волной ямайских рабочих.
Известный в основном как Ямайский Блюз или Блю Бит (Blue Beat) по названию
лейбла, выпускающего в Англии пластинки ямайских исполнителей, ска стал
популярным благодаря таким исполнителям как Дезмонд Деккер. Во время его
гастролей по Англии местная рабочая молодежь восприняла не только стили ска
и рокстеди, но и имидж, характерную манеру одеваться - порк-пай хэт (pork-
pie hat - это элемент одежды руди-бойз: шляпа с круглой плоской тульей и
загнутыми кверху полями), мохеровый костюм, легкие кожаные туфли типа
мокасин. Появление этой музыки в Британии было также непосредственно связано
с возникновением первой волны скинхэдов - как их называют теперь traditional
skinheads. Скинхэды были молодежной субкультурой рабочих районов - тех же
районов, в которых жили иммигранты из Вест-Индии и находились клубы, в
которых исполнялась их музыка. Аудитория концертов была смешана - скинхэды,
негры, мулаты. Более того, среди самих скинхэдов были и черные парни с
Ямайки и других стран Карибского региона. Объединяла их ненависть к
буржуазной культуре равно как и к буржуазной контркультуре. "Подростки из
рабочих районов рассматривали британскую контркультуру как "выпендреж"
"маменькиных сынков" из семей "среднего класса" и из богатых семей -
развлечение состоятельных бездельников, делающих вид, что они выступают
против буржуазного общества. Такое представление о британской контркультуре
было, скажем прямо, близко к истине" - А. Тарасов. В этих условиях музыка
ска была для скинхэдов одновременно и способом расслабиться и возможностью
выразить протест против "зауми" хипповской психоделии, прогрессивного и
фолк-рока, которые делали тогда погоду на андерграундной сцене
Великобритании.
Образовалось множество групп, с той или иной степенью мастерства подражавших
ямайским музыкантам. Самыми известными среди них были The Pyramids. Закат
первой волны ска в Великобритании приходится на конец шестидесятых, когда
практически вся английская молодежь обратилась к психоделии, а ямайские
исполнители стояли на пороге открытия реггей.
Толчком к бурному развитию ска во второй раз в конце семидесятых стали
следующие явления: панк-рок, Боб Марли и новая волна иммигрантов с Ямайки.
Вообще, одна из характерных музыкальных особенностей второй волны это то,
что почти половину материала ска групп составляли композиции в стиле реггей.
Почему так? Все просто: ямайские реггей бунтари были примером подражания для
англичан в силу того, что смогли достичь полной отстраненности от
пропагандируемой и принятой основной частью общества системы ценностей,
называемой ими Вавилоном. Музыка реггей и священная трава марихуана
полностью раскрепощали сознание растамана, делая его свободно-мыслящей
творческой единицей.
Панк-рок по сравнению с реггей был полон комплексов, подростковых проблем и
желания признания. Многие панкеры постепенно преодолевали эти барьеры и
начинали врубаться в то, что происходит. "Сам" Джонни Роттен уже в бытность
свою Джоном Лайдоном уверял, что играет белый реггей, и понимать это нужно
было скорей всего метафизически. К тому же если вспомнить другой
объединяющий принцип панка и реггей, а именно гармоническая и ритмическая
простота, то можно понять тех панкеров, которые, замедлившись до семидесяти
ударов в минуту, но, не убирая ноги с педалей своих драйв-примочек начали
играть offbeat, в слабую долю. И уж совсем логично и даже несколько проще
(меньше проблем с темпами) было играть слабую долю не замедляясь. Вот вам и
ска!
Довольно много групп и исполнителей участвовало в возрождении стиля, но
наиболее выдающуюся роль сыграли участники движения 2Tone (в дальнейшем
зачастую 2Т), ставшего впоследствии символом второй волны ска.
2Tone
В середине 1979 года клавишник из Кавентри Джерри Даммерс (Jerry Dammers)
решил, что музыка новоявленных The Specials (еще недавно бывших Coventry
Automaticks) должна выходить на собственном лейбле. Договорившись с
компанией Chrysalis на выпуск нескольких синглов, Даммерс собственноручно
перерисовал человечка, изображенного на одной из ранних пластинок Питера
Тоша, дополнительно придав картинке, резкость и однозначность: из всех
цветов и оттенков прозорливый Джерри оставил только черный и белый.
Человечка обозвали Уолтом Джабско (Walt Jabsco), наложили на пластинку с
песенкой Gangsters и инструменталом The Selector гитариста Неола Дэвиса
(Neol Davies) и размножили количеством 5 000 экземпляров. Так родились 2Tone
Records и группа The Selecter, которую Неол Дэвис собрал сразу же после
выхода сингла. Мифический Уолт Джабско вскоре стал настолько популярным, что
у него даже появилась подружка для танцев. Ее звали Бит Бетти (Beat Betty).
К осени Chrysalis торговала тремя синглами 2Tone (Specials "Gangsters",
Madness "The Prince" и Selector "On My Radio"), два из них находились в
British Top10, а The Prince "всего лишь" в Top 20! Так началась история
второй волны ска. Характерные особенности:
ска вышел за рамки формы этнической музыки, пусть даже и возводимой
английскими молодежными течениями в ранг субкультуры;
панки наполнили ска агрессией, которая была использована позитивно: при
активном участии движения 2Tone ска стал инструментом пропаганды идей
расового равенства в консервативной Англии, полной недовольства большим
иммиграционным наплывом и вытекающей из этого безработицей. Вокалистка The
Selector Полин Блэк (Pauline Black) говорила, что движение 2Tone дает людям
обеих рас возможность понять друг друга.
Были и исключения: если во многих 2Tone группах играли выходцы из Ямайки или
Африки, то некоторые, такие, например, как Madness состояли полностью из
белых англичан. Среди всех ска-групп второй волны Madness держались дальше
всех от корней. Они использовали чисто битовые ритмы барабанов, вокал звучал
просто по-европейски. Агрессивная музыка с жестким битом плюс имидж
музыкантов, ярко представленный в ранних клипах (бритые головы, плащи,
темные очки, обувь на высокой подошве) привлекли к Madness аудиторию,
состоящую во многом из скинхедов, а зачастую и бонхедов (так принято
называть бритоголовых, имеющих расистские и неонацистские убеждения). Это
привело к тому, что Madness приходилось неоднократно опровергать обвинения в
пропаганде фашизма и расизма.
Смешно, ведь самая "фашистская" песня Madness "One Step Beyond" - это кавер
одноименной композиции черного человека Принца Бастера, написанной на Ямайке
в начале шестидесятых. Да и сама группа названа по другой песне Бастера.
В первый год своего существования 2Tone выпустили альбомы групп, сыгравших
основную роль в развитии музыки ска в Великобритании. Схожие идеи,
объединяющее начало в формировании имиджа и одинаковый подход ко многим
моментам в музыке и звуке позволили говорить о характерном 2Тон саунде. Кто
же входил в легендарное формирование.
Участники:
- Specials
- Madness
- The Selecter
- The (English) Beat
- Bad Manners (Buster Bloodvessel and His Bad Manners)
- The Bodysnatchers
- Rico
- Prince Buster
Имена других групп и исполнителей, участвовавших в британском ска
возрождении The Akryliks, Case, Gangster Cairo, Ska City Rockers,
Apollinaires, Swinging Cats, Higsons, The Papers, Parrots, Pirahnas, The
Tigers, The Thrillers, Ska Maniacs, Judge Dread, The Army, The Ska-dows, The
Friday Club, Arthur Kay & the Originals and J.B.'s Allstars.
Закат
К февралю 1980-го было выпущено семь синглов 2Tone. Все они были проданы
тиражом не менее 250 000 копий, и все они кроме двух побывали в Бритиш Топ
Тен. The Specials лично занимали первое место с концертным EP "Too Much Too
Young". Уровень популярности ска лейбла был нереально высок. Это помогло
музыкантам движения стать влиятельной силой. Во времена расовых бунтов и
пика влиятельности идей организации National Front черно-белые одежды и
смешанные составы групп 2T способствовали противостоянию идеям расизма и
нацизма в разобщенной стране.
Такой успех, к сожалению, отрицательно сказывался на самих основоположниках
2Т - музыкантах The Specials. Полтора года прошли в непрерывных гастролях,
записях и выпуске пластинок других групп. В конце восьмидесятого года
события середины 1979-го казались Даммерсу старыми добрыми временами из
какой-то прошлой жизни. Он говорил о том, что 2Tone превращается в монстра.
Неол Дэвис из Селектора обзывал 2Tone преуспевающим попсовым лейблом.
В 1981-м начались проблемы с финансами. В то время как Даммерс называл
вышедший третий альбом The Specials "In The Studio" большой ошибкой, записи
других групп, принадлежащих 2Tone тоже не способствовали улучшению
финансового положения ска лейбла и не прибавляли ему репутации. Водянистый
фанк The Apollinaires и The Higsons оказался еще ближе к фоновой музыке чем
пропагандируемый Даммерсом новый стиль Мьюзак (Muzak). Приджазованный Friday
Club играл музыку поконкретней, но, казалось, был едва достойным знаменитого
2Тоновского логотипа. Синглы очень забавных Swinging Cats тоже вряд ли могли
стать музыкой массового потребления. В любом случае последним 2Тоновским
хитовым синглом, не принадлежащим перу Даммерса сотоварищи оставался Easy
Life в исполнении The Bodysnatchers, выпущенный еще в 1980-м году.
Отсутствие интересного свежего материала среди 2Т тусовки вынудило Даммерса
значительно снизить активность.
Со временем эта ситуация не изменилась. Пятью годами спустя существование
лейбла становится настолько прозрачным, что больше похоже на его отсутствие.
Выходит последний релиз 2Тон (не считая сборников и переизданий) - альбом
группы J.B.'s Allstars, возглавляемой барабанщиком The Specials Джоном
Брэдбери (John Bradburry).
Всего за семь лет существования 2Tone выпустили 29 синглов и 8 альбомов. По
сути (финансирование, дистрибуция) они всегда скорее были подразделением
Chrysalis нежели самостоятельным лейблом. Однако во многом именно поддержка
такого мощного лейбла как Chrysalis позволила 2Tone стать концептуальным
художественным проектом, наследие которого до сих пор вдохновляет многих.
Теперь лукавый Даммерс, вспоминая о 2Tone частенько противоречит сам себе:
то у него "в 2Tone всегда музыки было гораздо больше чем коммерции", а то и
почти наоборот: "Для меня 2Tone всегда был звукозаписывающей конторой и не
более…". Как было на самом деле судить нам с вами.
... в оглавление ...
|